Блок педагога-психолога Макаровой М.В.

Добро пожаловать на блог 

МИССИЯ педагога-психолога: 
охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, способствующих эмоциональному благополучию  и  эффективному развитию способностей каждого ребенка; помочь  воспитателям  и родителям  вовремя заметить, предотвратить и, насколько возможно, исправить  скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ ВЫСТУПАТЬ НА УТРЕННИКЕ?
Приближаются новогодние праздники, и наверняка накануне Вашему ребенку и другим детям будет предложено выучить небольшие поэтические отрывки. Постарайтесь отнестись к этому событию с максимальным вниманием, ведь вашему ребенку предстоит выступить перед публикой. Хочется отметить, что не каждый малыш может так просто выйти и рассказать стихотворение перед огромной аудиторией. Многие дети вообще наотрез отказываются выступать, хотя хорошо знают текст. Если Ваш малыш панически боится выступать на публике, но в тоже время дома хорошо рассказывает выученный стих, то нужно ребеночку немного помочь.
Постарайтесь расспросить в доброжелательном тоне, что же так пугает малыша. Может он боится, что над ним будут смеяться. А может, не хочет рассказывать стих перед кем-то из ребят, который все время его задирает. Причин может быть множество.
В Ваших силах помочь своему ребенку. Начните заучивать стишок пораньше, чтобы малыш хорошо его запомнил. Если он будет отлично знать свои строки, то смело сможет выйти перед всей группой, четко и с выражением рассказать стих.
И не забывайте еще об одном моменте: если ваш ребенок не любит учить стихи, то именно подготовка к празднику, его радостная атмосфера способны помочь Вам убедить малыша, что рассказанный им праздничный стишок будет самым лучшем подарком для всех членов семьи. Расскажите, что такое Новый год и почему его празднуют. Рассматривайте новогодние украшения на улице, обсуждайте вместе, что будет на празднике: музыка, другие дети, новогодние костюмы, маски – все, что может потом показаться ребенку необычным. Родителям лучше заранее рассказать, что Дед Мороз — добрый и забавный, но совсем не страшный.
Никогда не ругайте ребенка за неудачу. Малышу очень трудно и без Ваших укоров. Лучше поддержите кроху и приложите максимум усилий, чтоб в следующий раз у малыша все получилось лучше всех.
К большому празднику психологи рекомендуют готовиться заранее. С чего же начать подготовку? Выучите какой-то красивый стишок с малышом. Потом соберите всех членов семьи, которых ребеночек знает и совсем не боится. Переоденьте малыша в красивый праздничный наряд. Когда к выступлению все готово и аудитория с нетерпением ждет начала концерта, торжественно объявите номер ребенка и встречайте его бурными овациями. Если малыш не растерялся и прекрасно рассказал стих, мы Вас поздравляем! Первый шаг в сторону успешного утренника сделан!
Через неделю попробуйте организовать еще один концерт. Но в этот раз пригласите в качестве гостя, кроме членов семьи кого-то, кого малыш знает, но видит не так часто, как остальных. Опять повторите ту же процедуру. Малыш рассказал стишок и даже станцевал? Это прекрасно, значит Вы еще на шаг ближе к цели.
Если кроха растерялся, не расстраивайтесь, попробуйте в следующий раз попросить ребенка рассказать стих в присутствии чужого просто так, без торжественного объявления, как бы между прочим.
Когда малыш сможет дома выступать перед всеми, как знакомыми, так и не знакомыми людьми, тогда Вы практически достигли своей цели.
Перед утренником, уложите малыша спать пораньше, перед сном повторите стишок, и вместе пофантазируйте, как здорово завтра Ваш малыш выступит на утреннике перед большим количеством гостей.
Не бойтесь сами – стоит вам побороть собственные страхи, как и ребенок почувствует себя спокойно и уверено.
Непосредственно на утреннике, постарайтесь сесть в первом ряду, чтоб ребенок хорошо Вас видел, будет здорово, если с Вами придет еще кто-то из членов семьи или из знакомых, которые участвовали в домашних концертах. Когда малыш выйдет на сцену, улыбайтесь ему, смотрите все время к нему в глаза, пусть малыш не смотрит на окружающих, а видит только Вас. Вы же губами повторяйте стих ребенку, такой суфлер, может здорово помочь малышу собраться.
Если малыш справился со своим страхом и все-таки рассказал стишок, хвалите его. Хвалите так, чтоб это слышали окружающие. Подарите ребенку какой-то символический подарок, например микрофон.
Если же кроха опять растерялся, не расстраивайтесь и не ругайте его. Лучше расскажите ему, что когда Вы были маленькие, тоже очень часто запинались и не могли сразу рассказать стихотворение полностью. И скажите, что в следующий раз у него обязательно выйдет. Ведь он у Вас молодец!
Будьте готовы к долгому пути. За один день страх перед посторонними преодолеть сложно, а для ребенка и вовсе невозможно. Если Вы будете терпеливы, то в итоге у Вас все получится!!!
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ПОЛОМ
Женщинами рождаются, мужчиной же нужно стать.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы можем заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Все это позволяет сделать вывод о том, что  необходимо создать условия для гендерной социализации  дошкольников.
Почему речь идет о гендерном, а не полоролевом воспитании? В чем разница?
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование такого термина, как «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный или психологический пол, пол как продукт культуры. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план.
Гендер отражает представления человека о себе и связан с внешними проявлениями (полоролевым поведением — например, манерой одеваться, ходить, говорить).
Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Несомненно, социальное осознанное воспитание необходимо начинать с дошкольного  возраста, с момента, когда ребенок начинает различать пол.
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что сами дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. Уже на третьем году жизни они подкрепляют или осуждают нетипичное для данного пола поведение. При этом сверстники больше влияют на поведение мальчиков, осуждая проявление в них женских черт, чем на девочек, поведение которых не соответствует представителям женского пола (дерутся и т.п.).
Гендерное нарушение у мальчиков может перерасти в большие проблемы в будущем. Большинство мужчин-геев вспоминали, что в детстве были физически не развиты, пассивны, одиноки (если не считать подруг), неагрессивны, равнодушны к силовым играм, сторонились других ребят, которые казались им угрожающими и притягательными, боялись грубых и подвижных игр, проявляли застенчивость при переодевании в присутствии других мужчин (но не в присутствии женщин), дискомфорт при общении с отцом и недостаток привязанности к нему и, возможно, повышенная привязанность к матери. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Как же понять, что у ребенка не сформирована гендерная идентичность? Об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:
· предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;
· стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
· активно выраженное желание изменить свои пол и имя;
· рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;
· стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.
В младенчестве как мальчики, так и девочки эмоционально связаны с матерью. На языке психодинамической терапии мать — это первый объект любви. Она удовлетворяет все первостепенные потребности своих детей. Девочки продолжают развитие своей женской идентичности через взаимоотношения с матерью.
Но перед мальчиками стоит дополнительная задача развития — перестать отождествлять себя с матерью и переориентироваться на отождествление с отцом. Отец мальчика должен выполнять определенные функции. От него требуется отражать и поддерживать мужественность сына. Он может играть с сыном в контактные игры — игры, которые коренным образом отличаются от тех, в которые он играл бы с дочерью. Он может помочь сыну научиться бросать и ловить мяч. Может показать ему, как заколотить дыру в изгороди или брать сына с собой в душ, где мальчик без труда заметит, что у его папы такое же мужское тело, как и у него.
Существует хороший тест на наличие душевной близости между отцом и сыном: к кому бежит мальчик, когда он счастлив, гордится чем-то, ищет ободрения или хочет поиграть? Если всегда к маме, то в отцовско-сыновних отношениях налицо проблема.
Мамы мальчиков с гендерными нарушениями могут проявлять гиперопеку, иногда на площадках для игр они даже вмешиваются в нормальную возню, активность и соперничество, столь распространенные среди маленьких мальчиков. В глазах других мальчиков сыновья таких опекающих мамаш становятся «маменькиными сыночками», а мальчишки склонны особенно притеснять таких. «Сынок, пойдем отсюда, — говорит такая мама, — незачем водиться с такими грубиянами. Ты лучше, чем они».
Слишком часто плохой брак вносит свой вклад в проблемы сына. Представления о мужественности у мальчика страдают, если мама отрицательно отзывается о мужчинах («Мужчины ни на что ни годны. Кому они нужны? Им нельзя доверять».)
В семьях, где есть ребенок с гендерными проблемами, мать, возможно, не дала ему понять, что она ценит мужественность, особенно мужественность своего супруга. Для того чтобы мальчик мог отделиться от матери и отождествить себя с отцом, он должен воспринимать отца как человека, достойного подражания. Отец должен быть значимой (при этом доброжелательной и сильной) фигурой. Если отец физически на это не способен, развитие сына не должно страдать. Если отец не может участвовать в игре, на его месте может быть брат или другой мужчина.
Вот три вещи, которые родители должны сделать для сыновей:
1. Отец: принимать активное участие в его жизни.
2. Мать: отступить в сторону и умерить активность.
3. Оба родителя: ввести в круг общения сына других мальчиков.
В мировой психолого-педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению гендерных особенностей детей, в них приводятся доказательства половых различий в здоровье, моторике, развитии зрительной системы, речевых способностей детей и т.п. Отмечается более раннее созревание девочек. Достоверно установлено, что в дошкольном детстве девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны. Девочки дошкольного возраста «социальнее», более внушаемы. Они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными. У девочек больше развито слуховое, у мальчиков – зрительное восприятие. Эти данные о различии девочек и мальчиков обязательно должны использоваться родителями и педагогами в процессе обучения, общения с детьми. На девочек больше влияет наследственность, на мальчиков – среда.
Мальчикам приходится намного сложнее, чем девочкам. С рождения их окружают женщины – воспитатель в детском саду, врач в поликлинике, учитель в школе. Поэтому им тяжело идентифицировать себя с мужчиной и проявлять специфические качества, присущие своему полу. Проще обстоит дело с девочками. Когда на занятии в детском саду воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей реализации дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Важно помнить о том, что кисть руки мальчика в развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.
Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики и наоборот! Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.
Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Картотека игр

Психологическая игра для детей

«Если  нравится  тебе, то  делай так!»

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе,  то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг.

Развитие мышления и воображения

«Как связать два слова?»

Эта игра развивает воображение  и умение устанавливать ассоциативные  (смысловые) связи. Она предназначена     для детей среднего школьного возраста. Арбитром-ведущим в этой игре выступает  взрослый. Он называет два любых слова, например, «петрушка» и «бабушка». Дети должны объяснить, как эти слова связаны между собой. Варианты могут быть  самыми разными: бабушка выращивает петрушку на подоконнике; у бабушки кучерявые, как петрушка, волосы и т.д. За каждый вариант игроку начисляется один балл. Можно дополнительно поощрять интересные и необычные варианты,   но они все равно не должны быть     лишены  смысла  и          логики.

«Дегустатор»

Эта игра для дошкольников и  младших школьников развивает вкусовую и   зрительную память. В нее можно играть с группой детей, а можно и вдвоем с вашим ребенком, тога вы будете ведущим. Детям   показывают корзинку с разными фруктами, которые им нужно запомнить. Потом их просят выйти из комнаты, а ведущий делает из фруктов салат, мелко нарезав их и заправив сметаной. Нужно использовать не все фрукты, а корзину спрятать. Дети пробуют салат, а потом пытаются назвать те фрукты, которые не вошли в салат, а в корзине были.  Можно проводить эту игру и с овощами. Она позволяет убить двух зайцев  одновременно:  потренировать память и накормить ребенка полезными и   вкусными овощами и         фруктами.

Психологические игры для дошкольников на развитие лидерских качеств

                             «Кактусы растут в пустыне» 

Предназначена игра для детей дошкольного возраста.

Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:

«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…»

Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.

Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»

Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).

После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.

Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями

                   «Медвежата на прогулке» 

Сначала ведущий говорит: «Вы все – маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) – как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.
После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.
Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям

                                   «Далеко-далеко, в густом лесу…» 

Игра – для дошкольников. В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.

Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.