Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Большая роль в эффективности качества воспитательно- образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению детского сада и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия   для полноценного развития детей.

    Работа всего персонала детского сада направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда.  Материальная база в детском саду и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Здание детского сада 1982 года постройки, строение кирпичное, трехэтажное. Общая площадь 3184,6 кв.м.

 Функционирует:

9 возрастных групп

спортивный зал

музыкальный зал

методический кабинет

кабинет учителя-логопеда 2

кабинет педагога-психолога

кабинет социального педагога

мини-музей  «Юный железнодорожник»

мини-музей «Наши корни»

Русская изба

Групповые комнаты.

   Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально–результативной организации образовательного процесса.

    В детском саду 9 групповых помещений, в состав каждой группы входят: приемная, буфетная, туалет, игровая и спальная комнаты.

   В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников. Групповые помещения детского сада имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изодеятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и экологического воспитания. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

   — В каждой возрастной группе есть «зеленые уголки» с различными видами растений, собраны коллекции и гербарии. Имеющийся в детском саду материал и правильная его организация способствует, таким образом, формированию у детей бережного и уважительного отношения к живой природе и удовлетворению интереса детей к «братьям нашим меньшим».

   — В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей.

    — В каждой группе имеются разные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, игр — драматизаций, атрибуты для режиссерских игр.

   — В группах имеются аудиотеки, которые помогают созданию музыкальной эмоционально-насыщенной   среды на занятиях и в свободной деятельности детей. Оборудованы центры музыкального развития   детей, содержащие музыкально- дидактические игры и пособия, детские музыкальные игры, разнообразные атрибуты.

   — Приемные имеют информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.

   Предметно-развивающая среда в групповых помещениях, обеспечивает реализацию основной образовательной программы детского сада, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, а так же совместную деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих детей.

Музыкальный зал.

 Оборудован в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения детей в детском саду.

В музыкальном зале имеются: электронное пианино, детские музыкальные инструменты, мультимедийная система, музыкальный центр, синтезатор.

Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.

В музыкальном зале проводятся музыкальные занятия, праздники, развлечения, спектакли; физкультурные развлечения, досуги.

 Физкультурный зал.

Оснащен оборудованием и спортивным инвентарем для развития двигательной активности детей, как стандартным, так и нестандартным: мячи, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, тренажеры и т.д.

В физкультурном зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений.

В зале проводятся физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика. Зал для удобства и координации физкультурно-оздоровительной работы работает по специально утвержденному графику.

 Кабинет учителя-логопеда:

 оборудован в соответствии со всеми требованиями: рабочим столом логопеда, столами для детей, настенным зеркалом с освещением, шкафами с наглядным материалом.

В кабинете достаточно материала для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми. На базе логопедического кабинета проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.

 Кабинет педагога-психолога:

 оборудован в соответствии со всеми требованиями: рабочим столом, столами для детей, шкафами с наглядным материалом, стационарным компьютером.

В кабинете достаточно материала для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми. На базе психологического кабинета проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.

 Методический кабинет.

Компьютер, ноутбук, библиотека педагогической и методической литературы, библиотека периодических изданий, пособия для непосредственно образовательной деятельности, опыт работы педагогов, материалы консультаций, семинаров, семинаров- практикумов, иллюстративный материал, демонстрационный, раздаточный материал для работы с детьми.

Медицинский кабинет:

Одной из главных    задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей.  Решению этой задачи подчинена вся деятельность детского сада и её сотрудников.

Медицинский блок учреждения включает в себя следующие кабинеты: медицинский, процедурный, изолятор.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием: материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе, медицинский материал для оказания первой медицинской помощи и проведения профилактических прививок. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая работа с детьми. Ведется постоянный контроль за освещением, температурным режимом в детском саду, за питанием.

Организация питания в детском саду.

    Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

   Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Качество продуктов проверяется завхозом. Не допускаются к приему в детском саду пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.

 В детском саду организовано 4-разовое питание воспитанников в соответствии с 10-дневным меню, утверждённым руководителем детского сада. На приготавливаемые блюда имеются технологические карты. В меню каждый день включена суточная норма сахара, хлеба, мяса молока, сливочного и растительного масел. Продукты, богатые белком (рыба, мясо) включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня молочные и овощные блюда. Дети регулярно получают кисломолочные продукты.

Рацион питания детей по качественному и количественному составу, в зависимости от возраста детей, формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет и от 3 до 7 лет.

Сформированный рацион питания соответствует по пищевой ценности возрастным нормам, физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии.

Контроль за организацией питания и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется руководителем детского сада и медицинским работником.

   Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.

Пищеблок:

в 2014 году в помещениях пищеблока сделан косметический ремонт.

Все оборудование находится в рабочем состоянии, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

 Пищеблок, представленный следующими функциональными помещениями: цех готовой продукции, цех сырой продукции, раздаточная, моечная, кладовые.

В наличии имеется следующее оборудование: электромясорубка, овощерезка, электроплиты, холодильники, морозильные камеры, жарочный шкаф. Пищеблок детского сада также оборудован моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, водонагревателем, контрольными весами, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды.

В каждой группе имеется зона приема пищи, состоящая из столов, стульев, столовых приборов, мойки для посуды, шкафов и др.

   В детском саду имеется кладовая для хранения продуктов питания.

Прачечная.

   Прачечная оборудована двумя стиральными машинами с автоматическим управлением, имеется гладильный стол, электрический утюг.

         Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

В детском саду имеется доступ к сети «Интернет»

В состав ТСО детского сада входят:

— компьютеры, ноутбуки снабженные программой Windows XP, 8;

— принтеры, обеспечивающие повышение качества подготовки и проведения занятий;

— сканеры;

— музыкальные центры;

— мультимедийный проектор.

Территория детского сада.

   Территория детского сад достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа детей имеет свой участок. Все участки имеют свои цветники.  Обеспеченность детского сада отведенной ему территорией, его оборудование и оснащение, соответствует нормативам. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, машинами и др. На территории детского сада произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и клумбы, имеется огород. В теплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. На территории детского сада имеется площадка с разметкой по правилам дорожного движения, на которой проводятся занятия, практикумы и развлечения по правилам дорожного движения. Часть территории детского сада оборудована под физкультурную площадку, для    проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей

   Педагоги совместно с родителями постоянно проявляют заботу и принимают активное участие в косметических ремонтах, в создании оптимальной развивающей среды, в своевременном обновлении и пополнении, игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями реализуемой программы и СанПиН.

Обеспечение безопасности воспитанников

Территория детского сада по всему периметру ограждена металлическим забором.

В детском саду установлена тревожная кнопка на случай опасной ситуации.

Детский сад имеет автоматизированную противопожарную систему оповещения и обеспечен необходимым количеством противопожарных средств.

Все запасные выходы легкодоступны и находятся в полном порядке; выполняются правила пожарной безопасности; соблюдается противопожарный режим.

Имеется план эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации.

Оборудование здания детского сада, отопительных приборов соответствует требованиям инструкции по охране жизни и здоровья детей. Внешнее и внутреннее пространство детского сада соответствует требованиям СаНПиНА и ГОСпожнадзора.

 Санитарно-гигиеническое состояние всех помещений детского сада соответствует требованиям СанПиНа:

детская мебель соответствует ростовым показателям детей.

освещение всех помещений детского сада соответствует санитарным нормам;

безопасная развивающая предметно-пространственная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе);

соблюдение условий хранения различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, лекарства находятся в аптечке в недоступном для детей месте; моющие средства – в специальном шкафу).

Таким образом, в нашем детском саду по возможности созданы условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей.

перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения младшие группы

перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения средние группы

перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения старшие группы

перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения подготовительные группы

перечень оборудования для обучения и воспитания детей с ОВЗ

перечень пособий, развивающих игр, игрушек и дидактического материала для детей с ОВЗ

перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения музыкальный зал

перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения физкультурный зал

УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ   В ДЕТСКОМ САДУ № 259 ОАО «РЖД»

    Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конструктивные особенности здания Детский сад № 259 ОАО «РЖД» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Условия питания воспитанников обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

   В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

 Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

   Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшими медицинскими сестрами Салко Оксаной Ивановной и Шереметьевой Людмилой Николаевной; врачом-педиатром Райляну Еленой Владимировной, которая работает в детском саду осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям: аппарат «Здоровья», ингалятор «Диссоник», массажер «Бионик», динамометр, весы медицинские; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха, аэрофитоионизатор.

 В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

 

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В Учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанники Детского сада № 259 ОАО «РЖД» имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется специально оборудованный компьютерный кабинет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):

Кабинеты учителей- логопедов содержат:

— материалы и игры по темам

— зеркало с лампой дополнительного оснащения

— комплект зондов для постановки звуков

— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

— логопедические альбомы для обследования

— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

— настольно-печатные дидактические игры

— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература

В  детском саду № 259 ОАО «РЖД» созданы специальные условия для получения образования детей с ОВЗ, согласно ч.16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно заключению ПМПК дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи получают образование в  2-х группах компенсирующей направленности, имеющих сокращенный списочный состав.

В учреждении имеются два кабинета учителей-логопедов, оборудованные в соответствии СанПин для осуществления индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми и консультативной работы с родителями.

Специализированное оснащение логопедических кабинетов включает:

  • зеркала настенные с освещением — для индивидуальной работы;
  • зеркала малые настольные для коррекционно-развивающей работы с подгруппой детей;.
  • ноутбук с программным обеспечением «Лого-комфорт» (метод биофункционального управления);
  • детские планшеты (2 шт);
  • дидактические игры по направлениям речевого развития;
  • лексико-грамматический материал.

Специалисты, педагоги детского сада,  организуют образовательный процесс на основе групповых и индивидуальных коррекционных занятий, используя специальные методы обучения, специальные учебные пособия и дидактические материалы, специальные ТСО.

Информация о воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду функционирует группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — логопедическая группа для детей с нарушениями речи.

Для обеспечения образовательного процесса используются специальные средства обучения и воспитания:

  • наглядные пособия;
  • методическая и художественная литература;
  • интерактивная доска, индивидуальные планшеты;
  • игровое оборудование, в том числе развивающие игры Воскобовича;
  • логопедические зонды;
  • Су-Джок массажёры;
  • комплекс БОС (биологической обратной связи).

Для воспитанников с ОВЗ созданы благоприятные условия для охраны и сохранности здоровья:

  • 4-х разовое полноценное питание;
  • адаптированный режим дня;
  • индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия с учителем-логопедом и воспитателями;
  • сопровождение педагогом-психологом и медицинским работником;
  • оборудованный логопедический кабинет, оснащённый необходимым инструментарием, играми и пособиями.