Профориентация

Показатели по профориентации 2016-2017

Работа  по  профориентации в «Детском саду № 259» ОАО «РЖД».

Период от рождения до школы является, по признанию  специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребенка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребенка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им  ценностных ориентиров, для  выстраивания отношений человека с  окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний  умений и развития познавательных интересов человека.

Для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффектных механизмов, обеспечивающих ее решение в ДОУ является проведение профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно идет осуществление процесса социальной адаптации. Развитие представлений о видах железнодорожного транспорта, железнодорожных предприятиях и основных железнодорожных профессий способствуют выстраиванию индивидуальной картины мира ребенка, его индивидуальных способностей и   интересов.

Ценность многоплановости и содержательности работы по ознакомлению воспитанников с железнодорожным транспортом  и железнодорожными профессиями, забота о том, чтобы наши стали достойный сменой старшего поколения железнодорожников помогла педагогическому коллективу  встроить профориентацию в систему воспитательно-образовательного процесса  в учреждении.

Выбор ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта в нашем ДОУ обусловлен также следующими  факторами:

1) Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам  железнодорожных профессий.

2) Дошкольный возраст- это период развития человека посредством игровой деятельности. А что может быть лучше для развития и разнообразия содержания детских игр, чем знакомство  с основными железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий, объектов, которые оставляют яркий эмоциональный отпечаток в сознании ребенка.

3) Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Так у  детей дошкольного возраста естественный интерес к работе родителей вызывает желание стать такими, как папы и мамы.

4)  Расположение нашего учреждения в непосредственной близости  от железнодорожный предприятий активизируют педагогов расширять представления детей об окружающем мире путем ознакомления их  железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями.

Являясь первой важной ступенью  в профориентации дошкольников на железнодорожные профессии  детский  сад поставил для себя конкретные цели и задачи.

Цель: Выстраивание в образовательном  учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации на профессии железнодорожников.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с историей развития железной дороги и ее ролью в современном обществе.

2. Формировать систему знаний детей о видах железнодорожного транспорта и разнообразии железнодорожных профессий.

3. Создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний о железной дороге и становлению устойчивого интереса к профессиям железнодорожников.

4. Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной железнодорожной профессии.

5. Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов.

6. Активизировать мотивационные и волевые процессы детей дошкольного возраста, непосредственно влияющие на эффективное формирование эмоционально-положительного отношения к профессии железнодорожников.

7.  Координировать условия ДОУ и семьи для создания  оптимальных условий сознательного выбора будущей железнодорожной специальности детей.

8. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс.

9. Способствовать воспитанию у детей гордости за своих родителей, работающих на железнодорожном транспорте.

10. Организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями ОАО “Российские железные дороги”.

Поставленные учреждением цели и задачи по ранней профориентации осуществляются по следующим направлениям:

1. Разработка комплексной методической базы профориентационной работы в учреждении. Это направление  осуществляется через:

— Годовое планирование  методической работы дошкольного учреждения  с педагогическим кадрами по вопросу «Формирование детских представлений о труде железнодорожников и значимости их труда».

— Перспективное планирование работы  во всех возрастных группах по ранней профориентации.

— Разработку планов работы кружка и ведение  кружковой работы на железнодорожную тематику «Юный железнодорожник.

— Разработку перспективных  планов работы творческой группы по ранней профориентации дошкольников.

— Разработку долгосрочных проектов «Мы будущие железнодорожники», «Ориентация детей дошкольного возраста на профессии железнодорожного транспорта в речевой коррекционной деятельности» является развитие лексико-грамматического строя речи,  развитие связной речи, обогащение словаря в процессе ознакомления дошкольников с железнодорожными профессиями».

— Разработка серии конспектов различных занятий, игр, развлечений.

— разработку методического пособия для воспитателей  «Становление игровой  деятельности у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с железнодорожным транспортом».

— Подбор теоретического материала, направленного на повышение уровня знаний педагогов о железнодорожном транспорте.

— Ежегодное  проведение  педсоветов, семинаров, семинаров-практикумов, консультаций по железнодорожной тематике.

— Ежегодное проведение тематических  проверок «Ранняя профориентация дошкольников».

— Проведение на базе ДОУ  Методического объединения на  Смоленском отделении Московской железной дороги на темы «Ранняя профориентация на железнодорожные профессии».

2. Создание полноценной предметно – развивающей среды путем:

— организации работы «Юные железнодорожники», где проводятся циклы познавательных занятий, развлечения, встречи с родителями- железнодорожниками ;

— оформления в каждой возрастной группе железнодорожных уголков с наличием автоматических железных дорог, макетов железнодорожных станций и вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», атрибутов для игр в железную дорогу, рабочих инструментов и  формы железнодорожников разных специальностей;

— создания в группах накопительных папок по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге;

— оформления и постоянного обновления информационного  блока «Железнодорожные династии» — это семейные железнодорожные родословные, которые учат наших воспитанников гордиться профессией железнодорожника;

— пополнение атрибутов для организации сюжетно- ролевых и театрализованных игр с  железнодорожной тематикой;

— собрания  видеоматериалов: «Профессии на железнодорожном транспорте», «Предприятия железнодорожного транспорта России»;

— оформления  альбома «Почетные  железнодорожники  детского сада».

-оформления и систематическое обновление стенда  «Мы  и железная дорога».

3. Непосредственное ознакомление детей с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями  стало результативным в учреждении благодаря:

-экскурсиям (на вокзал «Белорусская – Сортировочная», в Локомотивное Депо, Вагонное Депо, ДС- Сортировочная, на железнодорожный мост). Именно благодаря тематическим экскурсиям дети познают окружающий мир, понимают важность железнодорожных профессий, знакомятся с разными видами транспорта;

-наблюдениям и  сопровождениям художественным словом, рассказами;

-встречам с родителями –железнодорожниками;

-рассматриванию фотография, иллюстраций, картин. слайдов, экспонатов  музея железнодорожного транспорта;

-просмотру видеофильмов;

-вовлечению родителей в непосредственную образовательную деятельность и их

рассказов о свой профессии;

-чтение художественной литературы и тд.

4. Выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных   в  результате ознакомления с железной дорогой и железнодорожными профессиями  в таких видах детской активности, как:

-сюжетное рисование после проведенных наблюдений,   экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта;

-конструирование, лепка, аппликация орудий труда, инструментов железнодорожников, сооружений, являющихся неотъемлемыми частями железнодорожных предприятий, оборудования, обеспечивающего безопасность движения;

-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

-составление рассказов из опыта иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;

-выстраивание  макетов железнодорожных предприятий после серии экскурсий («локомотивное депо», «мост через железную дорогу» и тд.);

-конкурсы рисунка «Моя железная дорога»;

-КВН «Мы будущие железнодорожники», и тд.

5. Работа с родителями – важное направление в работе нашего учреждения. Работая в  этом направлении мы проводим следующие мероприятия:

— «Дни открытых дверей» для родителей;

— театрализованные представления «Веселое путешествие»;

-совместно с родителями конкурсы рисунков детей на железнодорожную тематику;

-спортивные конкурсы в старших группах: «Папа, мама, я – железнодорожная семья;

—  оформляем папки – передвижки    для родителей «Что рассказывать детям о железной дороге»;

-организовываем выставки детских  работ по изодеятельности: «Моя железная дорога», «Мои родители железнодорожники», «Рисуем железнодорожный транспорт»;

-ежеквартально  выпускаем  журнал  для родителей «Журавлик», в котором рассказывается о жизни детского сада, размещены материалы об истории развития железной дороги;

-самоиздание  мини-книг «Моя профессия – железнодорожник» родителей и воспитанников старших групп, где родители рассказывают о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о железной доге;

-анкетирование родителей.

6. Работа над поддержанием имиджа «Детского сада № 259 ОАО «РЖД»:

Поддерживая имидж железнодорожного учреждения мы активно сотрудничаем с редакциями  журналов и газет. Так, например,   журнал  «Родительская академия» неоднократно публиковал статьи о работе нашего дошкольного учреждения, газета «Дальневосточная магистраль» выпустила статью в 2012 году . В 2012 году снят и размещен видео репортаж  «Магистраль больше чем работа» — эпизод жизни воспитанников в нашем учреждении.

Творческой группой оформлены буклеты: «Ждем Вас в гости»,  «Ждем новых друзей».

На протяжении многих лет коллектив учреждения  активно участвует  в конкурсах, организованных  Открытым акционерным обществом «Российские  железные дороги» . Участие в конкурсах создает условия для совершенствования педагогического мастерства и способствует реализации творческого потенциала всех членов нашего коллектива. Успехи коллектива отмечены наградами:

С целью совершенствования  профориентационной работы в учреждении ведется постоянный мониторинг. По материалам мониторинга наиболее результативными формами профориентации в разделе организационно-методической работы выделены педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары – практикумы, деловые игры,  консультации,  разработка методических рекомендаций по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы,  тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала ).

Работа с воспитанниками осуществляется успешно благодаря постоянно проводимым экскурсиям на железнодорожные предприятия,  просмотрам видеофильмов,   циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы, ,).

Сотрудничество с родителями  значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование,  выпуск журнала «Журавлик»,  конкурсы, выставки. Дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.

Благодаря целенаправленной работе учреждения по ранней профориентации наших воспитанников мы    отслеживаем следующие результаты:

-Целостное представление детей о профессиональной деятельности железнодорожников, видах железнодорожного транспорта.

— Оснащение предметно-развивающей среды.

— Сформированность элементарных представлений  об общественной значимости той или иной железнодорожной профессии.

— Дети овладевают  навыками безопасного поведения на  железной дороге.

-У дошкольников развились  познавательные навыки, умения  самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в  информационном пространстве.

— Интерес к истории железной дороги в  родном городе, стране.

-Активная пропаганда деятельности учреждения среди родителей воспитанников.

— Создание системы знаний и совместной деятельности «ребенок – педагог», «ребенок — родитель».

— Прослеживается сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивая диалогичность взаимодействия, возможность самореализации каждого.

— Самореализация родителей, как субъектов образовательной       деятельности.

— Взаимодействие с предприятиями и учреждениями ОАО «РЖД».

Перспективы в работе «Детского сада № 259 ОАО «РЖД»

  1. Поддерживать имидж компании ОАО «Российские железные дороги».
  2. Вести активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации
  3. Совершенствовать работу в «Детском саду № 259 ОАО «РЖД» с использованием современных педагогических технологий.
  4. Организовать переписку детей подготовительных групп с железнодорожными детскими садами России, где дети смогут не только узнать о железной дороге своего родного города,  но и познакомиться с другими железнодорожными станциями, вокзалами, детскими садами, детьми.
  5. Творческой группе разработать  Программу по ранней профориентации для старших дошкольников.
  6. Продолжать вовлекать родителей в совместную с дошкольным образовательным учреждением работу по ранней профориентации на железнодорожные профессии.